Инструктивно-методические материалы по вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции"

Инструктивно-методические материалы по вопросам реализации Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции". Скачать (формат - .pdf)

Основные новеллы в Методических рекомендациях по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год)

В течение последних лет является устоявшейся практика подготовки Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ежегодно обновляемых Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки (далее – Методические рекомендации, сведения соответственно), размещения их на официальном сайте Минтруда России.

Методические рекомендации для применения в ходе декларационной кампании 2023 года (за отчетный 2022 год) подготовлены Министерством
при участии Администрации Президента Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и иных заинтересованных федеральных государственных органов.

В ходе использования в работе указанных Методических рекомендаций предлагаем обратить внимание на следующее.

1. Методические рекомендации учитывают особенности представления сведений лицами, замещающими публичные должности на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области
и Херсонской области, а также отдельными категориями лиц в связи с проведением специальной военной операции.

2. В Методических рекомендациях предлагается определенная иерархия организации работы по оказанию консультативной и методической помощи
в представлении сведений.

3. В пункте 20 Методических рекомендаций подчеркнуто, что квалифицирующим признаком для возникновения обязанности представить сведения в рамках декларационной кампании, по общему правилу, являются правоотношения, имеющиеся на 31 декабря отчетного года.

4. Отмечено, что уточненные сведения за предыдущие декларационные кампании не представляются, но в рамках текущей декларационной кампании
к сведениям могут быть приложены применимые пояснения (пункт 37 Методических рекомендаций).

5. В пункте 44 Методических рекомендаций отдельно указаны полномочия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в регулировании вопросов невозможности представления сведений отдельными категориями лиц.

6. Указана необходимость оценки использования актуальной версии специального программного обеспечения "Справки БК" на дату представления сведений.

7. В пункте 53 Методических рекомендаций обращено внимание на ситуации, получения денежных средств от реализации товаров (работ или услуг) и одновременном их распоряжении в пользу третьих лиц.

8. Актуализирован перечень выплат, которые могут быть признаны доходом для целей законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, а также перечень денежных средств, которые не являются таким доходом.

9. Учитывая возникающие на практике вопросы повторно отмечаем, что доход от операций с ценными бумагами выражается в величине суммы финансового результата.

10. Уточнены положения Методических рекомендаций, касающиеся цифровых финансовых инструментов.

11. В пункте 181 Методических рекомендаций акцентировано внимание на особенностях владения инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов.

12. Положения Методических рекомендаций в целом актуализированы с учетом изменений нормативных правовых актов Российской Федерации.

Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год)

Данные Методические рекомендации разработаны с целью разъяснения отдельных ситуаций, возникающих при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, носят рекомендательный характер и не являются нормативным правовым актом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет оказание консультативной и методической помощи в реализации требований федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о противодействии коррупции федеральным государственным органам, государственным внебюджетным фондам, иным организациям, созданным на основании федеральных законов, а также уполномочено издавать методические рекомендации и другие инструктивно-методические материалы по данным вопросам.

В этой связи пунктом 2 раздела 4 протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 24 апреля 2015 г. № 47 федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, государственным корпорациям (компаниям), фондам и иным организациям, созданным Российской Федерацией на основании законов, а также организациям, созданным для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, поручено при реализации требований законодательства о противодействии коррупции руководствоваться издаваемыми Минтрудом России методическими рекомендациями и другими инструктивно-методическими материалами.

В свою очередь, исходя из Типового положения о подразделении федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений и Типового положения об органе субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 "О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции", уполномоченными на оказание консультативной помощи по вопросам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, является подразделение государственного органа, органа местного самоуправления или организации по профилактике коррупционных и иных правонарушений (орган субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений).

В этой связи лица, на которых возложены ограничения и запреты, требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, для получения соответствующей консультативной помощи, в том числе по вопросам заполнения справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (далее – справка), обращаются в указанное подразделение.

При возникновении у подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений сложностей в предоставлении консультаций сотрудникам таких подразделений рекомендуется сначала обратиться в рабочем порядке к ответственным специалистам Департамента проектной деятельности и государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы Минтруда России в части разрешения сложившейся ситуации и при необходимости направить официальный запрос с приложением всех материалов, характеризующих ситуацию, с просьбой оказать консультативную помощь такому подразделению.

При этом подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушенийтерриториальных органов федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов или аналогичных подразделений организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, целесообразно в первую очередь обращаться в соответствующий центральный аппарат. Аналогично подразделениям по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления целесообразно в первую очередь обращаться в соответствующий орган субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Читать далее... 

Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции

Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Скачать (формат - .pdf)
Вверх